header Греция Кипр России СНГ Афины
Салоники
Никосия
Санкт-Петербург
Москва
skyline
01 / 06
01.06.2008 06:43

Николай Мастеропуло: От созерцания к священному образу команда Э-Р


Прошло пять лет со дня смерти моего отца. Николай Мастеропуло был художником, хотя в последний и наиболее важный период своего творческого пути он называл себя «агиографом» – «святописцем» или «иконописцем» по-гречески. Так, впрочем, его называли и люди его круга.


Мой отец родился и вырос в Москве в интеллигентной семье. В доме моего деда Панайота собирались московские греки. Отец гордился своим происхождением и традициями предков. Его знакомство с книгами и православной молодежью приводят его в Церковь. В возрасте 27 лет он решает креститься. Наименьшей платой за веру были слежки КГБ и обыски в мастерской, полученной им два года спустя, после вступления в Московский Союз Художников, членом которого он стал после активной творческой деятельности на заводе художественной керамики. Его абстрактные керамические скульптуры украшали ранее станцию «Ботанический сад». Работы того периода удостоились премии Художественного Фонда России.
В мастерской обжигал свои первые эмали. Отец был увлечен непредвиденностью конечного цвета после обжига и в этом процессе единственным помощником ему была молитва. Однажды отец в течение двух недель ежедневно делал по 20 проб для достижения нужного оттенка красного, работая над эмалью по заказу ЮНЕСКО.
Из всех техник больше всего он любил эмаль. Однако это занятие, сопряженное с вредными испарениями, обернулось необратимой катастрофой для его здоровья. Тогда он переходит к работе с полудрагоценными и поделочными камнями в технике флорентийской мозаики Petra Dura. Признаком работ этого периода (1995-1997) стала неповторимая натуральная фактура, ощущение и магнетизм материала, сюрреализм и психология образов. Он создает новый синтез Petra Dura и мозаики, и в этой технике выполняет работы на абстрактные, а также на классические и церковные темы.
Напряженно работая каждый день по 10-15 часов, отец говорил: «Мы временные жильцы в этом мире и художнику необходимо каждую минуту использовать для работы». Никогда не прекращал рисовать и делать наброски, даже во время еды, говоря по телефону, рисуя на салфетках и всём, что ни попадется под руку, размышляя и ища прототипы в символах и формах.
В 1987 году он впервые посещает Грецию. Находясь под впечатлением от родины своих предков, отец объездил Афины, Дельфы, Эгину, Метеоры, Крит, Олимпию, Микены, создав серию картин в масле с видами и архитектурой Греции.
Молитва и работа были двумя столпами в его жизни. Поворотным моментом стал интерес к церковному искусству. Вместе с ответом на вопрос во что верить, было решено, как и что рисовать. Последовали серии работ на известные церковные мотивы в масле, мозаике и эмали. Его знакомство с афонским монашеством привело к решению посещать Афон и Грецию все чаще и чаще.
В 1997 г. он принимает предложение игумена монастыря святого Дионисия, архимандрита Петра, создать большое мозаичное панно на тему «Святые устроители монастыря» перед центральным входом в обитель. Плодотворное и гармоничное сотрудничество с афонскими монахами привели его к неуклонному решению работать над забытыми техниками, такими как византийская перегородчатая эмаль и миниатюрная мозаика.

 

Молитва и работа были двумя столпами в его жизни. Поворотным моментом стал интерес к церковному искусству. Вместе с ответом на вопрос во что верить, было решено, как и что рисовать.

 

Послушание меняет его взрывной характер, вместо быстрых и свободных полетов кисти он с огромной любовью и кропотливостью выкладывает полотна крохотными кусочками смальты, переплетенными тончайшей золотой фольгой. Он писал в своем дневнике: «Сегодня я смело могу сказать, что благодаря всесторонней поддержке монастыря и благословению святых я смог плодотворно трудиться над двумя забытыми техниками: византийской перегородчатой эмалью и миниатюрной мозаикой, имеющими колоссальное значение в понимании культурного наследия Византии».

В конце 2001 года начинает активно работать над созданием большой композиции из эмалей на тему Апокалипсиса, ставшей его последним завершенным трудом. В это время мне с моим братом представилась возможность поработать с ним.
«В церковном искусстве, как и в жизни христианина, существует абсолютная свобода. Икона не ограничивает тебя и не должна пугать своим догматизмом и законами, она несет смысл вечный, наивернейший и наикрасивейший из всего, что люди в состоянии изобразить. Цель заключается не в достижении совершенных прототипов или парафразийном повторении известных символов, но в том, чтобы сделать эти образы и символы в наибольшей степени приближенными и родными современному верующему. Этого можно добиться только благодаря постоянной работе и молитве». Отец прожил свою жизнь монахом в миру, оставив наиредчайший свет в современном искусстве. Его жизнь являла собой путь от доброты к духовному, от созерцания к священному образу.
Мне, посчастливилось быть не только его сыном, но и учеником. Отец направил меня и моего брата Мишу по своим стопам. Меня наполняет чувство глубокой благодарности за все, чему я научился у него, и я уверен, что, там, где он сейчас пребывает, он знает, что его наследие не исчезнет.
 

Иван Мастеропуло

Kомментарий (1)
  • Прочитав эту статью,я, поражена до глубины души ! Какой Николай был талантливый , глубокий человек ! Какие творил замечательные работы ! И очень важно , что свой талант передал своим двум сыновьям Ивану и Михаилу. Ирина 07.06.2018 19:26
Kаково ваше мнение?
Bыберите иконку
Oтправить
Oставить!

Всю жизнь мечтала побывать в Греции. Только очередной кризис всё не дает мечте осуществиться. / Тина«Визовый вопрос перестал быть препятствием для россиян» / Прочитав эту статью,я, поражена до глубины души ! Какой Николай был талантливый , глубокий человек ! Какие творил замечательные работы ! И очень важно , что свой... / ИринаАкция "Бессмертный полк" пройдет в восьми городах Греции / Геннадий МельникАлександр, можно позвонить Вам? И.Джуха. +7 918 261 4087 / Иван ДжухаОстров Карпатос – заслуживает того, чтобы здесь побывать... / Покойся с миром доблестный воин и сын Эллады... / Ветер КрымскийРодос, Греция / Сохранился витраж работы Флорентийского мастера,где изображена Зоя в образе Венеры Урании. Красавица с темно рыжими распущенными волосами и тонкой талией. / ИванТеодор Курентзис: «Я себя ощущаю российским музыкантом греческой веры» / дод / эжЗакинтос, Греция / Да, я тоже давно об этом слышала. Спасибо за статью. Никак не могла вспомнить название острова! / ЛарисаВ Греции открылся представительский центр ДНР / Согласна, статья интересная. Прочитала на одном дыхании., залпом. / НатальяТуроператоры предупредили россиян о нехватке путевок на Кипр и в Грецию / полностью согласен с автором статьи. / алексТрамп признался в любви к грекам / СПАСИБО ЗА ПРАВДУ.ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО. / ЗОЯРоссия и Греция намерены усилить межрегиональное сотрудничество /