header Греция Кипр России СНГ Афины
Салоники
Никосия
Санкт-Петербург
Москва
skyline
01 / 06
10.10.2009

Школа Эль Греко: критская иконопись в Эрмитаже Афанасий Авгеринос


Византийская империя набрала за свою тысячелетнюю историю такой творческий потенциал, что он просто не смог бы бесследно сгинуть после падения Константинополя и гибели государства. Конечно, византийская культура перешла к своим прямым восприемникам, прежде всего, Руси, но и на пространстве бывшей империи ее развитие не остановилось, продолжая создавать образцы, высоко ценимые духовно близкими народами. Одним из таких поствизантийских направлений в искусстве стала критская школа иконописи, обогатившая традиции греческого православия приемами процветавшей в то время в странах западного Средиземноморья живописи. Доподлинно известно, что на Руси эти произведения высоко ценились, прежде всего как предметы культа, но также и как искусные и одухотворенные работы. Впоследствии эти иконы, не теряя своей религиозной ценности, стали предметом бережного коллекционирования. В наши дни жителям Петербурга предоставилась редкая возможность увидеть одну из богатейших коллекций икон критской школы, принадлежащую Фонду Онасиса и хранящуюся в афинском музее Бенаки.

Ключевым событием для формирования коллекции стало знакомство банковского делопроизводителя Эмилиоса Велимезиса с потомственным предпринимателем Антонисом Бенакисом в начале XX века в египетской Александрии. Их объединяла любовь к греческому искусству, в котором они видели не только источник эстетического подъема, но и отражение духовных корней и истории своей родины. После нескольких лет работы в Египте их творческий союз продолжился в Афинах, где они вместе работали над проектом перестройки фамильного особняка Бенаки в музей для размещения семейной коллекции произведений искусства. При тесном общении с Антонисом Бенакисом, проявилась еще одна черта характера Эмилиоса Велимизиса, изначально связанная с набожностью его матери, воспитавшей своих четырех детей в православных традициях.
Точно неизвестно, когда Велимизис начал собирать свою коллекцию, но 5 февраля 1938 года он представил в Эфорат византийских древностей в Афинах список, в котором заявил о владении сорока иконами. В 1943 году Велимезис решил подвести под свою продолжавшую расти коллекцию научную основу и обратился к византинисту Манолису Хатзидакису, в то время директору Музея Бенаки, с предложением подготовить научное описание его коллекции. Кстати, в наше время коллекцией продолжает заниматься его дочь Нано Хатзидаки, так что преемственность и здесь налицо. Велимезису была чужда охватывающая многих коллекционеров собственническая алчность, и он передал ряд ценных икон Музею Бенаки и некоторым храмам, среди которых были и церкви Святого Дионисия Ареопагита и Святого Эмилиана. Однако внезапная смерть Эмилиоса Велимезиса в 1946 году не позволила завершить работу над коллекцией, насчитывавшей к тому времени около 90 произведений. Отдавая дань уважения памяти Эмилиоса Велимезиса, его мать, братья и сестры решили преподнести часть коллекции в дар Музею Бенаки. Они обратились за советом к Антонису Бенакису, и он вместе с Манолисом Хатзидакисом отобрал иконы для Музея, где они соединились в единый комплекс с теми произведениями, которые Эмилиос подарил Музею Бенаки еще при жизни. Много позже наследники Эмилиоса Велимезиса, а именно Александр Макрис и Христос Маргаритис, принесли в дар Фонду Онасиса остальную часть собрания. Христос Маргаритис стал при этом куратором объединенной коллекции в Музее Бенаки.
Большинство икон коллекции Велимезиса принадлежит мастерам, работавшим на Крите, а после изгнания оттуда венецианцев турками в середине XVII века – и на Ионическом архипелаге. Многие иконы коллекции были выполнены в мастерских Закинфа и других Ионических островов.
Среди икон критской школы, представленных на выставке, наиболее древние датируются второй половиной XV столетия. Из них следует отметить такие выдающиеся памятники, как «Богоматерь Одигитрия», написанная в иконографической манере, характерной для периода Палеологов, «Богоматерь Умиление», вышедшая из замечательной иконописной мастерской, близкой к художественному стилю Андреаса Ритзоса, и небольшая «Богоматерь Умиление», в которой видно влияние итальянской живописи. Сюжеты, естественно, остаются православными.

 

Эрмитаж – это музей мировой культуры, и поэтому выставка «Божественные лики. Греческие иконы из коллекции Велимезиса» для него чрезвычайно интересна. Представленные здесь шедевры критской иконописи наглядно демонстрируют историю развития византийской живописи в различных направлениях. Помимо того что, что в экспозиции представлены настоящие шедевры, выставка являет собой пример того, как надо чтить память коллекционеров. Коллекция Велимезиса рассеялась, но ее снова собрали и вот она выставляется по всему миру, который видит православное искусство и вспоминает имя коллекционера.
Эрмитаж – музей культур всего мира, в пространстве которого идет постоянный диалог. В течение одного сезона выставляется исламское, буддийское и, наконец, православное искусство. Это очередной образец тесного сотрудничества между Россией и Грецией. Все-таки мы очень близкие страны, и продолжаем все больше осознавать нашу близость. Глядя на иконы критской школы, мы вспоминаем и культурные связи с Грецией вообще, и наши греческие коллекции, и тот диалог, который велся между русским и греческим искусством. Тут очень много линий пересечения, позволяющих людям не только услаждать свой взор прекрасными вещами, но и размышлять о том, как развивается человеческая культура, частью которой являемся и мы, и Греция.
Фонд Онасиса – уникальное учреждение, с которым мы сотрудничаем много лет. В свое время наш музей получил премию фонда Онасиса за изучение древнегреческой культуры, благодаря чему многие наши сотрудники смогли изучать необходимые им материалы непосредственно на местах. С тех пор мы постоянно участвуем со своими экспонатами в выставках Фонда в Греции и за рубежом, как, например, недавно в Нью-Йорке. Это и есть культурная глобализация в позитивном ключе.
Михаил Пиотровский
Директор Государственного Эрмитажа

 

Так, икона «Торжество Православия» отражает тему восстановления почитания икон в Византии после завершения в 843 году периода иконоборчества. Икона «Торжество Православия» исполнена в традиционном стиле поздневизантийской живописи, а её иконография идентична византийской иконе из Британского музея в Лондоне, которая датируется около 1400 года. Довольно редкой является икона, иллюстрирующая Акафист: она содержит 24 сцены, расположенные четырьмя рядами. В этой иконе начала XVI века вполне прослеживаются западные влияния.

 

Велимезису была чужда охватывающая многих коллекционеров собственническая алчность, и он передал ряд ценных икон Музею Бенаки и некоторым храмам

 

В группу критских произведений XVI века входит и жемчужина коллекции Велимезиса – икона «Страсти Христовы или Пиета с ангелами». В результате проведенных Нано Хадзидаки исследований удалось установить, что она принадлежит кисти Доменика Теотокопулоса, известному впоследствии как Эль Греко, и играет важную роль в творчестве великого критского мастера. Художник использовал композицию, характерную для западноевропейской живописи, поместив её внутрь позолоченной резной рамы с полуарочным фронтоном.

 

В этой работе, исполненной на золотом фоне в технике критских икон, еще до того, как Теотокопулос покинул свой родной остров в 1567 году, впервые динамично выражены уникальные черты его неповторимого стиля. Изысканной палитрой телесного цвета с зеленовато-голубыми рефлексами написано тело мертвого Христа, изображенного с подгибающимися ногами, – одновременно стоящего и падающего.

 

 

Большинство икон коллекции Велимезиса принадлежит мастерам, работавшим на Крите, а после изгнания оттуда венецианцев турками в середине XVII века – и на Ионических островах

 

 

Доминирующие трепещущие фигуры ангелов с одухотворенными лицами, задрапированные в богатые одежды, предвосхищают работы зрелого Эль Греко испанского периода – «Святую Троицу» в церкви Санто Доминго эль Антигуа в Толедо.

 

Антониос С. Пападимитриу
Председатель Совета директоров
Общественного Фонда «Александрос С. Онасис»
Для Фонда Онасиса эта выставка, демонстрирующая не только связи запада с востоком, но и севера с югом и проходящая в известной своей православием среде, очень важна. В нашем сознании православие неотделимо вплетено в греческий дух, а распространение греческой культуры – именно то, чем занимается наш фонд.
Выставка в Петербурге действительно представляет собой настоящий перекресток культур, причем в разных плоскостях. В представленной коллекции Велимезиса, подаренной Фонду Онасиса недавно, есть уникальное произведение – икона работы Доменика Теотокопулоса, известного как Эль-Греко, который начал свой творческий путь с Крита, затем перебрался в Италию и в итоге оказался в Испании, то есть его творческое развитие шло по Средиземноморью с востока на запад. Наряду с этим есть еще один путь, проделанный некогда Петром Великим из России в Париж и Роттердам, где он жил, проникаясь идеями западной цивилизации. Эти два пути пересеклись в построенном им Санкт-Петербурге, где проходит наша выставка.
Иконы критской школы поствизантийского периода, привезенные нами в Петербург, перекликаются с выставленными здесь же византийскими и русскими иконами. Я думаю, что выстроенный нами культурный ряд очень важен в эпоху глобализации.
Сотрудничество с Эрмитажем началось у нас в 1989 году, когда этому музею была присуждена одна из первых премий Онасиса. С тех пор у нас не раз была возможность поработать вместе, потому что Эрмитаж одалживал нам важные экспонаты для выставок, проводимых нами в Нью-Йорке и других городах.


Критская иконопись XVII века представлена в коллекции тремя значительными работами Эммануила Тзанеса. Они датируются различными периодами его творчества и позволяют прочувствовать его удивительные способности – и как мастера, точно воспроизводящего древние образцы, и как иконописца-новатора, создателя новых иконографических мотивов. Художники, продолжавшие традиции критской живописи на Ионических островах, отличаются сильным итальянским влиянием, как это видно по работам иконописной мастерской на острове Закинф.
Среди памятников XVIII века следует упомянуть работы Константиноса Контариниса и Николаса Каллергиса. Искусство мастеров Ионических островов этого времени часто лежит на грани между традициями православной иконописи и западноевропейской живописи; оно отличается активным подчеркиванием декоративных деталей и яркими красками.

 

 

Несмотря на влияние западной эстетики, сюжеты критской иконописи остаются православными. Так, икона «Торжество Православия» отражает тему восстановления почитания икон в Византии.

 

Коллекция Эмилиоса Велимезиса включает также несколько интересных икон из Северной Греции. Среди них следует отметить три фрагмента эпистилия (тябло, располагавшееся над местным рядом икон в греческом иконостасе-темплоне) с поясными изображениями Христа Пантократора и трех апостолов. Они датированы 1627-1628 годами, а стиль и художественные особенности близки эпистилиям в церквях Касторьи и Верии. Тщательностью исполнения поражают несколько сухие, графичные иконы второй половины XVIII века, написанные мастером Яннисом на Афоне («Богоматерь Млекопитательница» 1778 г.) и Димитросом Зукисом из Каларитеса в Эпире («Деисус и трое избранных святых»). Отдельного упоминания заслуживают выставленные прориси, широко использовавшиеся с XVI века в качестве образцов для более точного воспроизведения древних прославленных икон. Кстати, Нано Хатдидаки удалось доказать родство между этими прорисями и многими иконами, хранящимися по сей день в греческих храмах.
Этот живой процесс воспроизведения и творчества напоминает об утилитарном предназначении икон, а также и о том, насколько подвижными они были в древности, участвуя в крестовых ходах и переносясь из города в город. Так и выставка «Божественные лики. Греческие иконы из коллекции Велимезиса» уже побывала в 19 городах мира, и, скорее всего, вернется в родные стены Музея Бенаки ненадолго.

Kомментарий (1)
  • Я думаю, что греческие искусствоведы, все же, преувеличивают роль критского наследия в творчестве Эль Греко, сформировавшегося как художника в Венеции, достигшего зенита своей славы в католической Испании Лалош Лалоший 23.12.2016 07:16
Kаково ваше мнение?
Bыберите иконку
Oтправить
Oставить!

СПАСИБО ЗА ПРАВДУ.ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО. / ЗОЯФедор Юрчихин молодым грекам Юга России: Будьте верными своей мечте / Я думаю, что греческие искусствоведы, все же, преувеличивают роль критского наследия в творчестве Эль Греко, сформировавшегося как художника в Венеции,... / Лалош ЛалошийГреческие музеи предоставят 18 экспонатов для выставки "Шедевры Византии" / Спасибо, очень интересно, как плохо мы знаем свою историю, как мало у нас исторических фильмов об этом. / ЕленаГосдолг Греции за год вырос на пять миллиардов евро / Все что сказано выше полностью согласна. Удивительное сочетание красоты таланта харизмы.таких у нас нет.жаль что услышала и увидела так поздно. Его песни заряжают. / НадеждаЗакинтос, Греция / Интересно, конечно. Но в малограмотности вы зря обвиняете. Тут дело вовсе не в этом. Просто такая тупая система транслитерации современная. Если транслитерировать... / А.Скопелос, находящийся в Эгейском море, является центральным островом архипелага Спорады / Я тоже совсем недавно узнала о САКИСЕ Рувасе. 22 мая был выложен ролик с песней НАМАГАПАС. чем бльше узнаю о нём, тем больше он покоряет меня своим обаянием, мужской... / ГалинаПосольство РФ: российский консул в Афинах умер от естественных причин / Удивительно гармоничный ЧЕЛОВЕК -поэтому любовь зрителей к нему(от мала до велика) безгранична!Счастья большой семье САКИСА РУВАСА ! / Татьяна,14.08.2016 14 11Завершение года России в Греции - Выставка картин “Альбина Акритас. Греческое сердце. Русская душа” / Я тоже совсем недавно узнала о САКИСЕ Рувасе, когда увидела ролик в интернете. Он меня покорил своим обаянием, мужской харизмой, простотой держать себя, любовью к... / Галина, 31.07.20164 сентября. Москва. Красная площадь. Попытка установить рекорд Гиннесса по приготовлению двадцати тонн греческого салата / Впервые увидела и услышала его 2 дня назад, до этого даже не подозревала о его существовании. Ну что сказать...Потрясающая, сильнейшая энергетика, врожденное... / ЛенаУшел из жизни Константинос Мицис, крупнейший отельер Греции / Красивый человек душой и телом.превосходный певец, очень просто и красиво себя ведет на сцене,очень понравилась песня.слушала впервые,стала поклонницей его... / ЛесяГреция скорбит по жертвам в Ницце /